29 Апреля 2015

Количество семей, изменивших продуктовую корзину в связи с санкциями, выросло вдвое

В августе 2014 года вступили в силу продуктовые санкции, которая Россия ввела в отношении ряда западных стран и США, и с сентября того же года Исследовательский холдинг РОМИР следит за реакцией россиян на данный шаг властей. По результатам последнего социологического опроса за полгода наметились определённые сдвиги в потребительских предпочтениях наших сограждан. Например, если полгода назад только четверть опрошенных (26%) заметили изменение ассортимента на полках магазинов, то сейчас об этом говорят уже более 1/3 наших сограждан (37%).

В подтверждение вышесказанному свидетельствует изменение количества тех россиян, которые не заметили изменений ассортимента. Если в сентябре 2014 года 79% россиян сказали, что при выборе продуктов не столкнулись с какими-либо сложностями, и на полках магазинов всё осталось без изменений, то в апреле 2015 года ту же точку зрения разделяют уже 63% респондентов. Таким образом, 16% из этой категории жителей страны за полгода заметили определённые изменения ассортимента в магазинах.

По данным специалистов, об изменениях ассортимента чаще всего говорили жители крупных городов и городов-миллионников, а также респонденты с высоким уровнем дохода. Впрочем, как и в предыдущих опросах, проведённых в сентябре и октябре прошлого года. Наиболее чувствительными к изменившемуся ассортименту продуктов оказались жители Северо-запада страны, 60% которых заметили полное или частичное исчезновение привычных брендов с полок и прилавков магазинов.

На вопрос, произошли ли коррективы в продуктовой корзине россиян, заметивших изменение ассортимента в связи с введением продуктовых санкций, более половины опрошенных (53%) дали положительный ответ. Если применить эти ответы в пересчёте на всё население страны, то получится, что каждая пятая семья (20%) перекроила и изменила свою продуктовую корзину. Таким образом, с октября 2014 года количество таких домохозяйств выросло в 2 раза.

В процессе опроса у россиян, которые заметили исчезновение с полок некоторых продуктов и товаров, выяснили, что именно они предприняли в связи с этим. Всё большее количество жителей страны переходит на покупку альтернативных марок тех же продуктов, об этом сказали 2/3 опрошенных (65%). Полгода назад к подобной мере прибегало менее половины россиян (48%). Вместе с тем количество тех, кто пока воздержался от покупки альтернативных марок, сократилось на 6% (с 35% – в сентябре 2014 года до 29% – в апреле 2015 года).

Как показывают результаты опроса, 8% наших сограждан до сих пор живут на запасах, которые успели сделать в момент введения продуктовых санкций. За полгода количество таких респондентов сократилось на 10%. По сообщениям специалистов, ответ про сформированные запасы чаще всего давали жители Москвы и Санкт-Петербурга.

Стоит отметить тот факт, что россияне старше 45 лет оказались более консервативны в своих продуктовых предпочтениях и менее склонны менять привычные бренды на аналоги. Наши сограждане, которые моложе 45 лет, наоборот проявили активность в процессе брендозамещения и перешли на альтернативные марки.

Опрос проведён в апреле 2015 года среди 1500 человек в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих во всех федеральных округах и во всех типах населённых пунктов.


Возврат к списку