12 Марта 2015

Расходы на непродовольственные товары за год выросли на 25,5%

По данным Исследовательского холдинга РОМИР, за последний год расходы россиян выстроились в такую структуру, которой не наблюдалось в течение последних 15 лет, когда осуществлялся мониторинг.

Эксперты холдинга констатируют, что, во-первых, расходы на продукты питания в феврале 2015 года снизились в номинальном выражении на 1,5%, если сравнивать аналогичный показатель февраля 2014 года. Однако нельзя упускать из внимания инфляцию продовольственного рынка, составляющую 20-22% в годовом выражении. Тогда можно сказать, что реальные затраты на продукты питания снизились на 18-19%. Но эти данные специалисты объясняют многообразной «оптимизацией» продовольственной корзины со стороны потребителей. Ведь большинство россиян экономят, используя купоны, дисконтные карты и разнообразные скидки, а также наши сограждане стали всё больше посещать магазины «доступных цен», отдавая предпочтение более дешёвым товарам и продовольственным брендам.

Во-вторых, за последний год расходы россиян на покупку непродовольственных товаров выросли в номинальном выражении более чем на четверть (25,5%). Если даже принять во внимание инфляцию по этой группе товаров, то реальный рост потребления повседневных непродовольственных товаров всё равно составит порядка 6-9% за год. За один только январь 2015 года рост этого показателя составил 15-20% в реальном выражении.

Таким образом, под влиянием небывало высокого спроса на непродовольственные товары в январе 2015 года коренным образом изменилась общая структура расходов россиян. По итогам прошлого месяца доля этих товаров даже без учёта крупных покупок и оплаты услуг в повседневной корзине составила 48%. За всё время мониторинга, осуществляемого холдингом РОМИР, это исторически максимальное значение. К примеру, в январе 2010-2013 гг. доля непродовольственных товаров в общей структуре расходов наших сограждан была ниже 30%.

Стоит отметить, что россияне ожидают и дальнейшего роста цен, поэтому делают у себя дома запасы тех товаров, которые не требуют особых условий хранения и имеют большой срок годности. За счёт этого спрос на непродовольственные товары совсем не угасает. В свою очередь, производители, замечая огромный спрос на свою продукцию, повышают на неё цену, подчиняясь классическим законам рынка, ведь если на товары имеется хороший спрос, то их купят по любым ценам. Потребители же, пытаясь защитить себя от растущей инфляции и вложить накопленные средства во что-то материальное, покупают товары длительного пользования, формируют запасы и тем самым создают предпосылки для дальнейшего роста цен. Таким образом, получается своего рода замкнутый круг, который будет разорван только когда у большинства населения совсем не останется денег на покупку товаров длительного пользования.

Исследование холдинга РОМИР опирается на данные потребления 10000 россиян, репрезентующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек.


Возврат к списку