4 Июля 2016

Финансовое поведение жителей Ивановской области. Часть II: Кредиты (март 2016)

Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» представляет вторую часть результатов социологического исследования, посвящённого изучению востребованности финансовых услуг среди населения Ивановской области. На этот раз речь пойдет о кредитовании.

Реалии современной жизни таковы, что населению нашей страны в целом и жителям Ивановской области в частности приходится преодолевать финансовые трудности и искать пути решения материальных проблем. Одним из способов улучшения своего финансового положения является практика кредитования. Как показывают результаты проведённого исследования, за последние 2 года количество жителей региона, оформляющих кредиты и займы, практически не изменилось (динамика процентных показателей не является статистически значимой): по-прежнему около 20% жителей Ивановской области имеют один или несколько кредитов.

Рис. 1. Пользование услугами кредитования, %

Рис. 1. Пользование услугами кредитования, %

Однако если рассматривать отдельно население областного центра и население других населённых пунктов на территории губернии, то первые несколько сократили количество обращений за услугами кредитования (с 20,5% – в 2014 году до 16,4% – в 2016 году), а вторые, наоборот, стали брать кредиты гораздо чаще (с 16,7% – в 2014 году до 25,9% – в 2016 году).

Это может быть обусловлено рядом факторов. Во-первых, экономическая ситуация и положение в сфере занятости в г.Иваново более стабильны, чем в малых городах региона. Поэтому жители провинциальных населённых пунктов (вследствие объективной экономической ситуации) вынуждены чаще решать сложившиеся материальные проблемы с помощью заёмных средств. Во-вторых, услуги микрокредитования, ранее активно предоставляемые в областном центре, стали широко внедряться и в других городах региона.

В настоящее время чуть более 2% жителей Ивановской области планируют оформить кредит. Данный показатель втрое меньше значения, полученного в ходе опроса 2014 года. Это, в свою очередь, говорит о том, что всё большее число ивановцев стали придерживаться сберегательной стратегии (стратегии экономии) и в ближайшем будущем не планируют совершать крупные покупки.

Рис. 2. Планы на оформление кредита, %

Рис. 2. Планы на оформление кредита, %

Результаты опроса свидетельствуют, что чаще всего в течение прошлого, 2015 года ивановцы оформляли кредит на ремонт своего жилья, о чём сказал каждый четвёртый респондент, имеющий кредитную задолженность. На втором месте в рейтинге целей кредитования находится покупка автомобиля (20,7%). Чуть меньшее количество заёмщиков оформляли кредит на покупку бытовой техники (17,6%). Около 15% респондентов, имеющих кредиты, брали их для покупки телефона, планшетного компьютера или ноутбука. Полученные результаты свидетельствуют, что население региона в попытке сохранить имеющиеся рублевые сбережения от обесценивания (в связи с резким ростом курса доллара по отношению к национальной валюте) прибегало к вложению имеющихся денежных средств в благоустройство своего жилья, покупку личного автотранспорта и дорогостоящей бытовой техники, оформляя кредиты на недостающую для покупки желаемого товара сумму.

Рис. 3. Цели, на которые брался кредит в течение последнего года, %

Рис. 3. Цели, на которые брался кредит в течение последнего года, %

Стоит отметить, что 2 года назад ивановцы чаще всего брали нецелевые кредиты, то есть заёмщики оформляли долговые обязательства на личные текущие нужды (подробнее с результатами исследования 2014 года можно ознакомиться здесь). По итогам последнего опроса можно сделать вывод, что жители Ивановской области стали более взвешенно подходить к оформлению кредита, имея заранее поставленную цель, когда они уже чётко знают, что хотят приобрести. Любопытным является тот факт, что в 2014 году каждый десятый заёмщик в Ивановской области оформлял кредит с целью приобретения недвижимости. В настоящее время процентные ставки на данный вид кредитования выросли, а материальное положение большинства населения ухудшилось, в результате покупку недвижимости в кредит теперь может позволить себе не более 2% всех заёмщиков.

Рис. 4. Цели, на которые планируется взять кредит в течение ближайшего года, %

Рис. 4. Цели, на которые планируется взять кредит в течение ближайшего года, %

Жители Ивановской области, которые планируют взять кредит в течение ближайшего года, ставят перед собой цели отремонтировать квартиру или дом (38,7%), обновить свой гардероб (21,0%), приобрести бытовую технику (12,0%) и автомобиль (8,7%) или отправиться в путешествие (5,2%). Как свидетельствуют результаты аналогичного опроса, проведённого в 2014 году, большинство ивановцев хотели оформить кредит с целью покупки автомобиля или на текущие нужды. Сократилось и количество тех, кто готов путешествовать в кредит. Также жители региона меньше брать кредитов на образовательные и медицинские услуги.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы брать кредит?», %

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы брать кредит?», %

Важно отметить, что подавляющее большинство жителей региона считает настоящее время плохим для кредитования (82,5%). Противоположную точку зрения разделяют менее 6% ивановцев. Результаты мониторинга, проведённого на территории Ивановской области, в целом совпадают с данными общероссийских опросов. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в мае текущего года 83% жителей нашей страны считали, что сейчас скорее плохое время для оформления кредита, и 7% – что, скорее хорошее.

Рис. 6. Отношение жителей Ивановской области к кредиту, %

Рис. 6. Отношение жителей Ивановской области к кредиту, %

Заключительный вопрос, заданный в рамках данного исследования, был нацелен на выяснение общего отношения ивановцев к понятию «кредит». Каждый десятый участник опроса считает кредит нормальной возможностью приобрести желаемое. Почти 40% жителей региона относятся к кредиту как к вынужденной необходимости. И 46% респондентов сказали, что кредит – это долговая яма, из которой очень трудно выбраться. В июле 2015 года аналогичный опрос был проведён исследовательским холдингом РОМИР. Результаты показали, что каждый десятый россиянин (11%) относился к кредиту, как к нормальному средству повышения уровня жизни, треть опрошенных считали кредит необходимостью в случае, если нужно сделать крупную покупку, и 52% респондентов имели резко негативное отношение к кредиту, называя его «долговой ямой».

Исследование агентства «ИМИДЖ-ФАКТОР» проводилось 14-17 марта 2016 года среди жителей Ивановской области в возрасте 18 лет и старше. В телефонном опросе приняли участие 500 человек, проживающих в 13 муниципальных образованиях региона (6 городских округов и 7 муниципальных районов). Статистическая ошибка не превышает 4,5%.

Опрос ВЦИОМ проведён 28-29 мая 2016 года среди 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 130 населённых пунктах в 46 регионах страны. Статистическая ошибка не превышает 3,5%.

Опрос РОМИР проведён в июле 2015 года среди 1100 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек и выше во всех федеральных округах страны.