14 Марта 2016

Мониторинг социально-экономической ситуации в Ивановской области (февраль 2016)

Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» представляет результаты социологического опроса, проведённого с целью изучения мнений жителей Ивановской области по поводу социально-экономической ситуации, сложившейся в регионе в настоящее время, и их оценок степени влияния экономического кризиса на потребительские привычки граждан.

Как свидетельствуют результаты опроса, подавляющее большинство жителей региона в целом не довольны тем положением дел, которое сложилось в настоящее время в Ивановской области. Данные социологических наблюдений последних 3 лет демонстрируют тенденцию роста негативных настроений жителей региона. За это время доля ответов респондентов, позитивно характеризующих состояние дел в регионе, снизилась более чем в 2,5 раза: с 49,8% до 22,8%. И, соответственно, почти на 28% выросло количество опрошенных, в целом не довольных ситуацией в Ивановской области.

Рис. 1. Уровень удовлетворённости жителей ивановской области положением дел в регионе, %

Рис. 1. Уровень удовлетворённости жителей Ивановской области положением дел в регионе, %

Негативная картина фиксируется и в распределении ответов респондентов относительно субъективного восприятия ими динамики социально-экономической ситуации в регионе за последний год. Каждый второй опрошенный полагает, что эта ситуация изменилась в худшую сторону. Противоположное мнение (считают, что ситуация в регионе улучшилась) разделяют только около 16% жителей области.

Рис. 2. Оценка респондентами изменений общей ситуации в регионе за последний год, %

Рис. 2. Оценка респондентами изменений общей ситуации в регионе за последний год, %

В субъективных оценках респондентов собственного материального положения также фиксируется отрицательная динамика на протяжении последних 3 лет наблюдений. В частности, вдвое сократилась численность тех опрошенных, полагающих, что их семейный достаток увеличился (с 24,8% – в 2014 году до 12,3% – в 2016 году). При этом количество тех респондентов, которые констатируют ухудшение своего материального положения, с 2014 года увеличилось более чем в 2,5 раза: если о негативных изменениях в доходах в 2014 году сообщал каждый пятый житель области, то в 2016 году об этом говорит уже каждый второй участник опроса. Таким образом, можно отметить, что и в вопросах финансового благополучия населения наметился устойчивый негативный тренд.

Рис. 3. Оценка респондентами динамики своего материального положения за последние 2-3 года, %

Рис. 3. Оценка респондентами динамики своего материального положения за последние 2-3 года, %

Социальный пессимизм отмечается у жителей региона и при оценке ими своего материального положения в текущем году. Только 13,6% опрошенных ожидают увеличения своих доходов в 2016 году. Каждый четвёртый респондент полагает, что его доходы не изменятся. А более 50% опрошенных прогнозируют, что текущий год в финансовом плане будет существенно хуже, чем предыдущий.

Таким образом, судя по ответам респондентов, социальные настроения в регионе характеризуются не только определенным уровнем социальной подавленности, но и некоторой безысходностью, своего рода отсроченным восприятием населения экономического кризиса. Негативные прогнозы, которые строят ивановцы, свидетельствуют, что большинство жителей региона ожидают дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации и не верят в скорый экономический рост.

Рис. 4. Прогнозы респондентов относительно динамики своего материального положения в 2016 году, %

Рис. 4. Прогнозы респондентов относительно динамики своего материального положения в 2016 году, %

Результаты социологического опроса показывают, что только около 20% населения области не ощутили на себе влияние экономического кризиса и никак не изменили структуру своих расходов. Подавляющему же большинству ивановцев в той или иной степени пришлось сократить свои расходы на некоторые товары или услуги, а в ряде случаев и вовсе отказаться от дорогостоящих покупок. На основе ответов респондентов мы составили рейтинг этих товаров и услуг, расходы на которые ивановцам пришлось сократить, а потребление – снизить. Поскольку участники исследования при ответе на соответствующий вопрос могли выбрать несколько вариантов ответа, постольку сумма всех ответов превышает 100%.

Итак, на чём же стали экономить жители губернии? Согласно полученным данным, в первую очередь население региона сократило свои расходы на продукты питания, о чём сообщили 37,7% опрошенных (напр., перестали покупать деликатесы, перешли на продукцию более доступного ценового сегмента). Практически каждый третий житель региона сократил затраты на приобретение одежды и обуви. Каждый пятый опрошенный пересмотрел свой бюджет и урезал расходы на развлечения и отдых. Экономить на путешествиях стали 18,2% респондентов. TOP-5 товаров и услуг рейтинга замыкают затраты на ремонт своего жилья.

Рис. 5. Рейтинг товаров и услуг, на которые жители Ивановской области сократили свои расходы или отказались от их покупки, %

Рис. 5. Рейтинг товаров и услуг, на которые жители Ивановской области сократили свои расходы или отказались от их покупки, %

Кроме того, население Ивановской области стало экономить на медицинских и косметических услугах, также сокращать расходы на приобретение бытовой техники и электроники (по 13,7% голосов). Часть жителей региона в связи с экономическим кризисом пересмотрели свои расходы на приобретение косметики и бытовой химии (5,2%). Респонденты, планировавшие совершить дорогостоящие покупки (автомобиль, квартира, дом) сказали, что им пришлось либо сократить интенсивность своих накоплений на эти покупки, либо присмотреться к более дешёвым вариантам, предлагаемым на рынке, либо вовсе отказаться от своих первоначальных планов, отложив такие покупки до лучших времен.

Исследование агентства «ИМИДЖ-ФАКТОР» проводилось 8-12 февраля 2016 года среди жителей Ивановской области в возрасте 18 лет и старше. В телефонном опросе приняли участие 500 человек, проживающих в 13 муниципальных образованиях региона (6 городских округов и 7 муниципальных районов). Статистическая ошибка не превышает 4,5%.