21 Августа 2015

Население Ивановской области о выборе магазинов при покупке продуктов питания (июль 2015)

Сотрудники компании «ИМИДЖ-ФАКТОР» провели опрос населения Ивановской области, по результатам которого был составлен рейтинг магазинов, где жители региона предпочитают покупать продукты питания, а также были выяснены причины, влияющие на их выбор.

В начале опроса респондентам предлагалось назвать те магазины (супермаркеты и гипермаркеты), в которых они чаще всего приобретают продовольственные товары. Так как при ответе на вопрос можно было выбрать несколько вариантов, итоговая сумма ответов опрошенных превышает 100%. Результаты исследования свидетельствуют, что самым популярным местом совершения покупок продуктов питания является сеть магазинов «Магнит», о регулярном посещении которых сообщили 55,8% опрошенных. Характерно, что магазины данной торговой сети в большей степени популярны среди женщин, чем у мужчин и наиболее востребованы среди людей пожилого возраста.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, в каких магазинах (супермаркетах, гипермаркетах) Вы чаще всего покупаете продукты питания?», %

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, в каких магазинах (супермаркетах, гипермаркетах) Вы чаще всего покупаете продукты питания?», %

Вторую строчку в рейтинге торговых точек, где население региона предпочитает приобретать продовольствие, занимают магазины сети «Высшая лига», в которых совершает покупки практически каждый пятый житель региона (20,4%). Стоит отметить, что клиентами торговых точек данной сети также преимущественно являются женщины и покупатели старше 60 лет.

Третье место по популярности занимают гипермаркеты «Лента», где предпочитают покупать продукты питания 15,8% жителей региона. В основном это жители областного центра, в равной степени, как мужчины, так и женщины, представляющие различные возрастные категории.

В процессе исследования были изучены и основные факторы и причины, руководствуясь которыми жители региона выбирают тот или иной магазин. Самым значимым и весомым фактором для потребителей является удобное расположение торговой точки, ведь при покупке продуктов питания, которые входят в группу товаров первой необходимости, люди стремятся быстро удовлетворить возникшие потребности. Практически все магазины, супермаркеты и гипермаркеты привлекают своих клиентов удобным территориальным расположением. Особенно часто этот фактор называли ивановцы, посещающие магазины «Как раз», «Торговая лига» и «Купец», так как торговые точки данных сетей относятся к категории «магазин у дома». Однако этот фактор является самым малозначимым применительно к гипермаркету «Наш», который находится на выезде из города и имеет не самое удобное расположение, чтобы часто совершать в нём покупки продуктов питания. Зато его клиентов привлекают в большей степени система скидок и выгодные акции, а также широкий ассортимент продукции.

Рис. 2. Наиболее значимые факторы, влияющие на выбор магазина с целью покупки продуктов питания, %

Рис. 2. Наиболее значимые факторы, влияющие на выбор магазина с целью покупки продуктов питания, %

Широта ассортиментной линейки также является одним из значимых факторов для клиентов «Главмага» и «METRO». Среди посетителей магазина «Купец» только 10% довольны широтой его ассортимента, а четверть приверженцев этой сети положительно отзываются об уровне цен. Более всего ценовой политикой довольны клиенты «Ашана», а менее всего она устраивает ивановцев в гипермаркетах «Наш» и «О’кей».

Стоит отметить, что такой фактор как «профессионализм продавцов-консультантов» не является главенствующим при выборе магазина, что подтверждают и ответы респондентов. В таких торговых точках как «METRO», «Как раз» и «Наш» этот показатель ни разу не был назван в числе причин, по которым жители Ивановской области предпочитают совершать покупки продуктов питания именно там. Низкий процент весомости данного фактора также может быть связан с тем, что в основном рассматриваемые торговые точки используют систему самообслуживания покупателей. В связи с этим, клиенты данных продуктовых сетей практически не контактируют с персоналом магазина.

Исследование было проведено 13-15 июля 2015 года среди жителей Ивановской области от 18 лет и старше. Объём выборки составил 500 человек, представляющих городское и сельское население и проживающих на территории 6 городских округов и 8 муниципальных районов Ивановской области. Ошибка выборки не превысила 4,5%.